16+  
Тел.: +7 495 542-0692
|¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
 
Поиск по сайту:

Общественный реестр наград Геральдики.ру


Введение в систему наград в Российской Федерации

Автор/авторы: Борисов Д.Н.

1. Государственные награды Российской Федерации

Первый Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории. (Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12.06.1990; Ведомости Съезда НД РСФСР и ВС РСФСР, N 2, 14.06.1990, ст. 22)

Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР установлено верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР.

Далее, Законом РСФСР от 24.05.1991 N 1326-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» в Конституцию (Основной Закон) РСФСР от 12.04.1978 внесены изменения в части наград.

Так, введен п. 14 ст. 121.5 Конституции (Основного Закона) РСФСР, согласно которому Президент РСФСР награждает государственными наградами РСФСР, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания РСФСР.

В соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1991 г. N 2094-I "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", государство Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) постановлено впредь именовать Российская Федерация (Россия).

При этом, п. 17 ст. 109 Конституции (Основного Закона) РСФСР установлено, что Верховный Совет Российской Федерации учреждает государственные награды Российской Федерации, устанавливает почетные звания Российской Федерации.

Последующая Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 не содержит в себе подобной конкретики в части учреждения государственных наград, декларируя лишь право Президента Российской Федерации на награждение государственными наградами Российской Федерации.

При этом, согласно п. С ст. 71 Конституции РФ от 12.12.1993 в ведении Российской Федерации находятся государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством (Положение о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 «О государственных наградах Российской Федерации»)

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством. (ч. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»)

Установлены следующие виды государственных наград:
а) высшие звания Российской Федерации;
б) ордена Российской Федерации;
в) знаки отличия Российской Федерации;
г) медали Российской Федерации;
д) почетные звания Российской Федерации.
(ч. 2 Положения от 07.09.2010)

Там же, в п. 3 Указа №1099 от 07.09.2010, от государственных наград РФ отграничены юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации.

В то же время, в п. 8 Указа №1099 от 07.09.2010, на Комиссию при Президенте Российской Федерации по государственным наградам возложена обязанность по рассмотрению вопросов об учреждении новых государственных наград и юбилейных медалей Российской Федерации. Таким образом, порядок учреждения и награждения юбилейными медалями РФ ничем не отличен от учреждения и награждения государственными наградами РФ. Различие данных видов наград таким образом заключается лишь в правовом статусе награжденных и уровню социальных гарантий награжденному.

В связи с изложенным, следует для систематизации и изучения государственных наград Российской Федерации не исключать юбилейные медали РФ из перечня государственных наград, ограничиваясь лишь выделением их в обособленную группу, в целях соблюдения структуры наградной системы РФ, установленной Указом №1099 от 07.09.2010.

Первым нормативно-правовым актом, учредившим государственные награды Российской Федерации после провозглашения ею суверенитета в 1990 году является Указ Президиума Верховного Совета РФ от 02.03.1992 N 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации», вынесенный в полном соответствии с положениями Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12.04.1978.

Следующим по времени нормативно-правовым актом в наградной сфере стал Указ Президента РФ от 02.03.1994 N 442 «О государственных наградах Российской Федерации», вынесенный в полном соответствии с положениями Конституции РФ от 12.12.1993.

При этом, в силу положений п. 2 Раздела второго Конституции РФ от 12.12.1993, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются [после ее вступления в законную силу] в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Таким образом, для систематизации и изучения государственных наград Российской Федерации, стоит исходить из непрерывности существования наградной системы РФ с момента принятия Указа Президиума ВС РФ от 02.03.1992 N 2424-1 по настоящее время.

В то же время, часть исследователей относит государственные награды РФ, существовавшие в период времени с 02.03.1992 по 02.03.1994 к «наградам переходного периода», необоснованно исключая их из системы государственных наград РФ.

2. Ведомственные и иные награды

Согласно ст. 33 Конституции (Основного Закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10.07.1918, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (далее — ВЦИК РСФСР) рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.

При этом, в силу ст. 31 Конституции РСФСР от 10.07.1918, ВЦИК РСФСР является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики .

Согласно ст. 12 Конституции РСФСР от 10.07.1918, верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — ВЦИК РСФСР.

К этому же корреспондирует ст. 30 Конституции РСФСР от 10.07.1918, согласно которой в период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Аналогичные нормы закреплены в ст. 33 Основного Закона (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик от 31.01.1924, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза ССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.

Согласно ст. 29 Конституции СССР от 31.01.1924, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.

В дальнейшем происходит изменение политической позиции в отношении термина «ведомство».

Так, в тексте Конституции СССР от 05.12.1936 (в редакции от 29.10.1976), в п. а ст. 68 указано, что Совет Министров СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений.

Далее, в ст. 69 Конституции СССР от 05.12.1936 (в редакции от 29.10.1976), указано, что Совет Министров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик, отменять приказы и инструкции Министров СССР, а также акты других подведомственных ему учреждений.

В соответствии со ст. 64 Конституции СССР от 05.12.1936 (в редакции от 29.10.1976), Совет Министров является Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик.

Также в ст. 89 Конституции СССР от 05.12.1936 (в редакции от 29.10.1976), указано, что Совет Министров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе:

Председателя Совета Министров Союзной республики;

Заместителей Председателя Совета Министров;

Министров;

Председателей государственных комитетов, комиссий и руководителей других ведомств Совета Министров, образуемых Верховным Советом Союзной республики в соответствии с Конституцией Союзной республики.

Наиболее детализировано понятие «ведомство» только в последней Конституции СССР, так в п. 164 Конституции СССР от 07.10.1977 указано, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров.

Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственной власти не имеющий форму министерства или государственного комитета, при этом не являющийся предприятием.

Также, в ст. 3 Закона СССР «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР» от 07.10.1977 №6367-IX, указано, что исполнительные и распорядительные органы Советов народных депутатов, министерства и ведомства, органы народного контроля, суды, органы государственного арбитража, прокуратуры и иные государственные органы, созданные в соответствии с Конституцией СССР 1936 года, осуществляют полномочия, предоставляемые им новой Конституцией СССР, а также, впредь до принятия вытекающих из новой Конституции СССР законодательных актов, законодательством, изданным до ее принятия.

Окончательная детализация термина «ведомство» произошла уже в новейшее время, так в ст. 21 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» указано, что Совет Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов государственного управления.

Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации являются центральными органами отраслевого и межотраслевого управления, подчиняются Совету Министров Российской Федерации и ответственны за выполнение порученных им задач.

Далее отмечено, что Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации образуются, реорганизуются и упраздняются Верховным Советом Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.

Там же указано, что Совет Министров Российской Федерации образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Российской Федерации в пределах ассигнований, установленных федеральным бюджетом Российской Федерации на содержание Совета Министров Российской Федерации.

Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственной власти не имеющий форму министерства или государственного комитета, при этом не являющийся предприятием.

В то же время, согласно ст. 21 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации», в целях реализации полномочий министерств и государственных комитетов Российской Федерации в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах могут создаваться их территориальные органы.

Таким образом, ведомства Российской Федерации не могут иметь территориальные органы.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации», Перечень министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации утверждается и изменяется Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

При этом, согласно п. 1 Указа Президента РФ «Об упорядочении системы государственного управления» от 12.05.1992 N 511, к центральным органам исполнительной власти, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации , относятся:
министерства;
государственные комитеты;
федеральные службы и агентства;
комитеты (при Президенте, Правительстве, министерствах).

Таким образом, термин «ведомство» в системе органов государственной власти отсутствует.

Согласно ст. 10 Конституции РФ от 12.12.1993, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ от 12.12.1993, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом, в силу пп. 1, 2 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.06.2016 N 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда"»), федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия»), ведомственные награды, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда" учреждаются федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, то есть федеральными органами исполнительной власти.

Аналогичная правовая позиция содержится и в инструктивном письме «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда"» (Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10.11.1995 N 2026-ВЯ; Письмо Минсоцзащиты России от 10.11.1995 N 4276/1-30).

Так, согласно данного письма, к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Министров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Аналогичная по содержанию правовая оценка ведомственных наград содержится также и в Письме Министерства труда и социального развития РФ от 07.10.1998 N 5635-кс «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда"».

Однако, указанное письмо 1998 года содержит в себе интересную правовую характеристику, так в п. 17 указано, что не учитываются при присвоении звания "Ветеран труда": именные часы; денежная премия или благодарность в приказе, если они не оформлены соответствующим федеральным органом в качестве отдельного диплома, грамоты или похвального листа.

Следовательно, правоприменитель по неустановленным причинам относит к ведомственным наградам лишь те награды, которые строго регламентированы и имеют физическую форму формализованного типа. Ценные подарки в данном случае, будучи неопределенными по своей физической форме и выражению, а равно разовые денежные поощрения в виде денежной премии, относятся к поощрениям за труд (регламентированным в ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ). Следовательно широк и круг представителей работодателя, уполномоченных на принятие решения о подобной награде (как пример — Приказ ГУСП от 29.11.2018 N 153 «О полномочиях должностных лиц Службы специальных объектов Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации по применению поощрений в виде награждения ценными подарками или деньгами»).

Исходя из вышеизложенного, ведомственная награда может вручаться только непосредственно от имени ведомства с оформлением награждения в виде приказа, в то же время иные поощрения за труд (ценные подарки, денежные премии, грамоты, благодарности) могут вручаться в рамках полномочий нижестоящих по отношению к руководству ведомства должностных лиц и не являются по своей правовой природе ведомственными наградами, ввиду правового статуса награждающего органа.

Таким образом, под ведомственной наградой необходимо понимать награду, выдаваемую непосредственно органом государственной власти за определенные заслуги, в связи с определенными событиями и т.д., при этом в наименовании награды как правило фигурирует наименование органа государственной власти в целях отграничения их от государственных наград, а также наград предприятий.

В то же время, помимо государственных и ведомственных наград в наградной системе Российской Федерации следует выделить следующие виды наград:
- региональные;
- региональные ведомственные;
- муниципальные;
- общественные;
- корпоративные.

Региональные награды — награды, вручаемые от имени субъекта Российской Федерации.

Региональные ведомственные награды - награды, выдаваемые непосредственно органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальные награды — награды, выдаваемые от имени муниципального образования.

Общественные награды — награды, учреждаемые и вручаемые некоммерческими организациями, выдаваемые за определенные заслуги как в профессиональной деятельности, так и за общественно-полезную деятельность. При этом, правовой статус лиц, награжденных общественными наградами, не влечет приобретения каких-либо установленных нормативно-правовыми актами льгот, за исключением льгот, предоставляемых награжденному учредителем общественной награды.

Корпоративные награды — награды, учреждаемые и вручаемые коммерческими организациями как в целях поощрения работников в порядке ст. 191 ТК РФ, так и взаимодействующих с организацией лиц.

Таким образом, для систематизации наград в работе за основу взят критерий правового статуса награждающего органа, что представляется наиболее верным с учетом истории наград.

3. Внутренняя иерархия наград

Представляется необходимым в целях единообразного, полного и правильного анализа наград структурировать их также по иерархии статуса награды (внутренняя иерархия). При этом, следует учитывать, что каждое ведомство в силу закона и традиции права самостоятельно определяет иерархию собственных ведомственных наград. В то же время, отсутствие единообразной иерархии не позволяет стороннему наблюдателю ориентироваться в системе ведомственных наград как по причине значительного количества наград, так и по причине значительного количества форм данных наград, что негативно сказывается на популяризации изучения данных видов награждений.

Внутренняя иерархия наград:

1. Орден

2. Медаль:

- наградная медаль;

- юбилейная медаль;

- памятная медаль.

3. Почетное звание (почетный статус)

4. Знак отличия:

- наградной знак отличия:

- действительный наградной знак отличия;

- юбилейный наградной знак отличия;

- почетный знак отличия.

5. Документарные награды:

- грамоты;

- благодарности;

- дипломы;

- адреса;

- благодарственные письма;

6. Демонстрационные награды:

- флаговые награды:

- штандарты;

- переходящие знамена;

- вымпелы;

- кубки;

- призы.

7. Денежные награды:

- премия;

- стипендия.

8. Реестровые награды:

- аллеи славы и звезд;

- галереи славы и почета;

- доски почета;

- книги почета.

9. Ценные (памятные) подарки.

10. Наградное оружие.

Автор: Борисов Дмитрий Николаевич (г. Комсомольск-на-Амуре), 2019 – vednagrady@mail.ru

[Примечание: в векторном виде изображения нет.]


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!